Проект LINKa

Проект LINKa — программы синтезации речи, помогающие точно выразить свои мысли и общаться людям с нарушениями речи. Эти программы помогают быстро набрать и озвучить набранный человеком текст, фразы или описание карточек из заранее заданного списка. А одна из них помогает освоить управление айтрекером.

Фото: Работа с программой LINKa/ Источник: https://linka.su/play/
Фото: Работа с программой LINKa/ Источник: https://linka.su/play/

Уникальность программ в том, что они могут подстраиваться под особенности конкретного пользователя. Они подойдут людям, которые не могут говорить,  тем, кто не может говорить и печатать, и тем, кто не может говорить, читать и печатать. 

Голос озвучки (мужской или женский) можно выбрать, а частые фразы или карточки — сохранить для быстрого ответа. 

LINKa. играй | «Учись глазами» — комплекс обучающих игр, которые помогают человеку управлять взглядом сюжетом игры с помощью айтрекера. Эти игры помогают осознать саму возможность делать что-то с помощью взгляда и научиться пользоваться айтрекером. 

LINKa. напиши программа, которая озвучивает набранный человеком текст и сохраняет часто используемые фразы для быстрого ответа. Подходит тем, кто быстро печатает на компьютере или смартфоне, но не может говорить сам. 

LINKa. нажми — программа, предлагающая выбрать ответ из таблицы с помощью нажатия на кнопку. В такой таблице могут быть карточки с картинками, словами, отдельными фразами или буквами. Подходит тем, кто может нажимать только на одну кнопку.

LINKa. Бумажная клавиатура — приложение для смартфона или планшета. Оно выводит на экран «экран с большими клавишами»: по девять на одном экране. На каждой такой клавише — буква. С помощью этого приложения человек с нарушениями моторики может набирать текст на смартфоне или планшете. 

LINKa. смотри — программа для выбора карточек из таблицы на экране компьютера с помощью клавиатуры, мышки, джойстики, айтрекера или их сочетания. Выбор устройства зависит от индивидуальных особенностей человека. Набор картинок для ответов можно редактировать.

LINKa. покажи — программа для тех, кто не может говорить, писать и читать. Она подходит для смартфонов (Android) и планшетов и предлагает выбрать пиктограммы или картинки на экране устройства пальцем, а потом озвучивает подписи к ним. 

Кому подойдут программы LINKa : люди с ДЦП, аутизмом, БАС, синдромом Ретта, Вильямса, анартрией, особенностями интеллектуального развития и люди, перенесшие инсульт, тяжелые черепно-мозговые травмы. 

Стоимость: бесплатно. Скачать их можно здесь.


«Мы не можем сделать весь мир адаптированным, но можем создать  устройства, расширяющие возможности людей с инвалидностью»

Екатерина Ключкова — врач, физический терапевт и директор автономной некоммерческой организации реабилитационных услуг «Физическая реабилитация». Екатерина помогает детям и подросткам с двигательными нарушениями стать более самостоятельными и независимыми. Мы поговорили с Екатериной и узнали, что такое ассистивные технологии, и зачем они нужны.

Зачем нужны ассистивные технологии? Какая их главная цель?

Ассистивные технологии — это любые технологии, которые помогают людям с ограниченными возможностями здоровья в каком-то виде активности или в какой-то ситуации справиться с ограничениями, возникающими из-за инвалидности, и стать более самостоятельным. Например, к таким технологиям можно отнести и держатель для ложки из подручных средств и очень сложный джойстик под руку, сделанный на 3D-принтере. Их объединяет то, что они для жизни,  человек применяет их каждый день вне реабилитационного контекста: на улице, в школе, дома, с друзьями.

Какие ассистивные устройства бывают для детей с двигательными нарушениями?

Все ассистивные технологии, которые используют для людей с двигательными нарушениями, можно разделить на несколько групп. 

К первой группе относят те технологии, что помогают именно с движением. В нее входит, например, пояс для перемещения, который может помочь перейти из позы лежа в позу сидя или встать из позы сидя в позу стоя, или подъемник, который помогает пересесть. А, допустим, ходунки, трости, специальный велосипед или какое-нибудь сложное устройство для обучения ходьбе будут помогать перемещаться в пространстве. Есть еще целый класс двигательных задач, связанный с функцией рук: фиксаторы, держатели, адаптивные ручки и так далее. 

Есть ассистивные устройства, которые помогают компенсировать трудности, которые возникают в коммуникации. Это и низкотехнологичные вещи вроде карточек или кнопочек на одно сообщение: ты нажимаешь, кнопка говорит какое-то одно сообщение и все. Или это более сложное устройство — от планшета с программами, которые могут воспроизводить набранные сообщения, до айтрекера. У каждого из этих устройств есть свои плюсы и минусы, свои ограничения. 

Дальше есть устройства, которые компенсируют возможность использовать какие-то девайсы, бытовые предметы или какие-то объекты, с которыми человек взаимодействует в рамках тех или иных видов деятельности. Это и адаптивные клавиатуры, мышки, джойстики для управления компьютером или уже используемый айтрекер для набора текста. Если говорить про какие-то небольшие вещи — адаптированный умный дом, когда ты можешь включить что-то на расстоянии, или более простые переключатели для бытовых приборов, увеличенного размера кнопки.

А как детей учат пользоваться этими технологиями и  устройствами, в каком возрасте?

Нужно создавать ситуации, в которых использование конкретной ассистивной технологии или приспособления дает ребенку новые возможности, которые для ребенка значимы, поддерживают его активность. Дети учатся, когда они видят, что какое-то устройство им помогает чего-то достичь. 

Часто к нам обращаются родители и говорят, что ребенку выписали очки, и спрашивают, как приучить его этими очками пользоваться. Если вы надели ребенку очки и он станет лучше видеть, вы эти очки с ребенка уже не снимете, он будет их носить. Точно так же, если ребенок видит, что он нажал на планшете на картинку, планшет попросил игрушку, а ему эту игрушку дали, то вы от ребенка этот планшет не отберете. 

Четкого ответа на вопрос о возрасте нет. Когда возникает задача, которую нужно решить, и ребенку может помочь в решении этой задачи какое-то устройство, тогда и нужно. И вертикализатор мы даем не тогда, когда деньги соберем на него, а когда в год, год и два месяца ребенку надо уже иметь возможность быть в позе стоя. Вот так и все остальное.

А есть ли какие-то сложности во время обучения или при использовании ассистивных технологий?

Конечно есть. Родители часто не знают об альтернативной и дополнительная коммуникации (АДК) и ассистивных технологиях и относятся к ним с предубеждением. Им часто кажется, что если ребенок начнет разговаривать с помощью планшета или карточек, то никогда не начнет разговаривать сам. А иногда ребенку в силу его каких-то нарушений трудно чем-то пользоваться, и родители не поддерживают использование самой этой технологии. 

Бывают ситуации, когда окружение не поддерживает использование каких-то технологических вещей. Например, учительница в школе не использует АДК и хочет, чтобы ребенок еле-еле, но говорил ей что-то языком. 

Кто может помочь освоить ребенку ассистивные технологии, где учиться этому?

Можно делать это самостоятельно, опираясь на опыт других родителей с инвалидностью. Сейчас много родителей обмениваются этой экспертизой между собой, есть родительские группы, которые поддерживают друг друга и оказывают там поддержку уже практически экспертную. То есть это то, что называется эксперты по опыту. Есть сами люди с инвалидностью, которые являются амбассадорами использования тех или иных средств и ассистивных технологий. 

А можно обратиться к специалисту. Он подберет устройства с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Все люди разные, у всех разная инвалидность, даже форма руки разная. Кому-то подходит стандартный джойстик, а кому-то нужно на этот джойстик специальную насадку на 3D-принтере печатать, а кому-то нужно какое-то расположение планшета в специальном месте, например, не на столике коляски, а на держателе сбоку. Этим занимаются эрготерапевты, физические терапевты, специалисты по коммуникации и специалисты по техническим средствам реабилитации.

Нужно тренироваться перед использованием ассистивного устройства или технологии?

Бывает, что нужно тренироваться. Чтобы выбрать глазами карточку на экране с помощью айтрекера, нужно научиться сначала делать выбор. Например, предложить ребенку выбор между грушей и мандаринкой, между реальными предметами,  а потом учиться выбирать между абстрактными предметами. Ребенок должен понимать некоторые когнитивные концепции, чтобы иметь возможность связывать то, что он выбрал, с тем, что потом произошло — это все тренируется на занятии. 

А могут ли такие устройства выступить чем-то вроде тренажера, улучшить, например, координацию движений?

Конечно, потому что любая наша активность или действие требует использования определенных структур и функций нашего тела. Когда ты выполняешь какое-то действие, ты тренируешь эти функции и развиваешь это движение. Если ты тянешься к предмету и захватываешь его рукой, у тебя улучшится и точность движения, и контроль за движениями кисти, и сила в мышцах. Есть много исследований, которые доказывают, как возможность самому перемещаться на электроколяске стимулирует развитие у ребенка способность ориентироваться в пространстве, когнитивные функции и общее развитие.

Есть ли примеры тех, кто хорошо это освоил какие-то ассистивные технологии, работает и живет обычной жизнью?

Самый заметный пример в России — Иван Бакаидов, который использует такие технологии и для учебы, и для работы, и для жизни. Есть дети, которые активно используют разные способы адаптивных клавиатур или планшеты с фиксаторами, чтобы учиться в школе или играть в компьютерные игры. 

А самый мой любимый пример — пример про молодую девушку с нанизмом (карликовостью). Она получила высшее медицинское образование по специальности лучевой диагност, но не могла работать по профессии, потому что стол для КТ или МРТ высокий. Кроме того, она не успевала выполнять свою работу, так как у нее маленькие шаги и она медленно ходила. Эта девушка обратилась в шведскую фирму, которая выпускает адаптивные технические средства реабилитации.  И они сделали для нее электрическую коляску, которая как бы ставила ее на уровень человека со стандартным ростом: сиденье коляски может подниматься, подножка, на которой можно было стоять, тоже поднимается. Благодаря такой коляске, эта женщина стала отлично выполнять свою работу и работать наравне с другими специалистами больницы.

Мы не можем сделать весь мир  адаптированным для любого человека с инвалидностью, но можем создать устройства, помогающее каждому человеку с инвалидностью лучше участвовать в жизни. И вот это самое главное.