На первых этапах освоения компьютера незрячему человеку может понадобиться помощь. Например: с установкой офисного пакета, настройкой компьютера для удобной работы незрячего человека, регистрацией в мессенджере или социальной сети. В этих и других случаях важно научиться оказывать помощь правильно, поскольку принципы управления очень отличаются. Если их не учитывать, то помочь не получится.
Незрячий человек не пользуется мышью и не видит, как расположены объекты на экране. Поэтому инструкции вроде: «Кликни на шестеренку в верхнем правом углу» – выполнить не получится. Тем более не нужно пытаться научить незрячего человека определенным движениям мыши, чтобы добраться до нужного элемента. Ничего, кроме разочарования и раздражения, это не вызовет. Незрячий человек изучает экран последовательно, сверху вниз. Вместо иконок он слышит текстовые описания элементов. Например, если вы привыкли попадать в настройки, нажав на изображение шестерёнки, то незрячему человеку нужно найти кнопку с текстом «Настройки» и активировать её с помощью клавиатуры. Если он просит вас помочь найти эту кнопку, самый лучший вариант — сказать ему, в какую сторону, вверх или вниз, ему двигаться, рассказать, что находится вокруг. Например: «Она находится в меню сверху» или «Спустись немного ниже».
Еще одна распространенная ошибка — зачитывать текст с экрана вслух для незрячего человека, думая, что так ему будет удобнее и он быстрее найдёт нужную информацию. Нет! Это не быстрее и, тем более такой способ нельзя назвать удобным. Незрячий человек изучает страницу или экран последовательно, сверху вниз. И чтение какого-нибудь случайного отрывка, пусть и полезного, введёт в заблуждение, потому что неизвестно остальное содержимое страницы. Не говоря уже о том, что такой помощью вы ставите под угрозу конфиденциальность человека. А вдруг это личная переписка?
Надеемся, что, опираясь на наши рекомендации, вы сможете эффективно помогать незрячему человеку осваивать компьютер.