Андрей Якубой:
«Дисплей Брайля незаменим при работе с большим объёмом текста»
Андрей Якубой живет в Москве. Ему 20 лет, он студент-лингвист в Высшей школе экономики. Параллельно с учебой работает в проекте Everland руководителем отдела невизуальной доступности. Как ассистивные устройства помогают совмещать работу и учебу, почему дисплей Брайля полезен незрячим студентам, читайте в интервью с Андреем.
Как давно ты пользуешься дисплеем Брайля?
Я пользуюсь дисплеем с 9-го класса школы. Я учился в специализированной школе-интернате для слепых детей и подростков. В 2017-2018 учебном году нам выдали дисплей для работы на уроках не только информатики, но и на других предметах. Дисплеи выдавались строго для использования в школе. А познакомился я с устройством впервые в 5-м классе, когда мы начали его изучать на уроках информатики.
Работе с дисплеем Брайля обучают в рамках школьной программы?
Обучают, но я бы не сказал, что на дисплее заостряют особое внимание. Наш класс с ним знакомился, как и с другими вспомогательными инструментами для работы за компьютером. Дисплеи — довольно дорогостоящее оборудование. Можно сказать, что мне повезло.
Также в школе не настаивали, чтобы мы писали строго от руки, с помощью прибора и грифеля. Мы сами выбирали для себя удобный формат записи текста. В 9 классе нам всем выдали ноутбуки, и стало намного проще выполнять задания. Портативный дисплей Брайля можно подключить к ноутбуку с установленным скринридером и работать с ним без дополнительных программ.
Но компьютерная грамотность не отменяет необходимости обучения рельефно-точечному шрифту. Умение писать на бумаге — обязательно.
А какие еще приборы используются при обучении в школе для незрячих?
За год до ноутбуков нам выдавали печатные брайлевские машинки. Машинки очень шумные. Они издают гораздо больше шума, чем печатные машинки для зрячих. Машинка имеет шесть клавиш, пробел, ручки для подачи бумаги и ограничители полей листа. Дисплей Брайля тоже так выглядит: есть ячейки с шеститочиями, есть определенные клавиши и для того чтобы написать букву, нужно зажать определенную комбинацию клавиш, соответствующую брайлевским точкам.
Несмотря на шум, письменными машинками пользовались все. Они значительно ускоряли процесс письма. При их использовании можно сразу проверить текст, а не вынимать лист бумаги из прибора, чтобы прочитать написанное.
Владение печатной машинкой помогло быстрее освоить работу на дисплее?
Мне сложно сказать, что скорее помогло. Мы учились осваивать печатную машинку и дисплей паралельно. Я считаю, что умение работать на машинке помогает освоить дисплей, и наоборот. Алгоритмы письма похожи.
На твой взгляд, тебе проще работать на обычной клавиатуре при помощи «слепой» печати или печатать с помощью дисплея?
Печатать, конечно, удобнее с помощью слепой печати на стандартной QWERTY-клавиатуре. Дисплей мне нужен для тактильного считывания информации. Мне проще воспринимать текст тактильно, чем на слух. Так что клавиатура — для набора текста, дисплей — для его чтения.
Например, слушать преподавателя по французскому, пытаясь разобрать текст на слух или читать тот же текст в учебнике при помощи дисплея — разница очевидна. К сожалению, многие незрячие плохо владеют рельефно-точечным шрифтом, не понимают зачем он нужен и не хотят его изучать, что делает для них сложной работу с дисплеем. Это огромная проблема.
Может ли человек с помощью дисплея выучить азбуку Брайля?
Мне сложно судить, так как я до освоения дисплея был знаком с обозначениями рельефно-точечного шрифта. Возможно, дисплей может помочь в изучении. Но в любом случае при работе с ним человеку потребуется иметь при себе «шпаргалку», именно на этапе обучения. Для этого потребуется помощь профессионального тифлопедагога, так как самостоятельно изучить работу с дисплеем без знания азбуки Брайля крайне сложно.
А как же читать текст, если у незрячего, например, одна рука?
Тифлопедагоги рекомендуют читать рельефно-точечный шрифт двумя руками, это быстрее и удобнее. Но при должной сноровке брайлевский текст можно считывать и одной рукой. Важно, чтобы у незрячего не была снижена тактильная чувствительность и достаточно развита мелкая моторика руки.
Как ты используешь дисплей Брайля в работе?
Работаю я по большей части с помощью клавиатуры, дисплей же нужен в основном для считывания и проверки информации. Так как сейчас мой основной рабочий брайлевский дисплей — Mantis Q40, который представляет собой устройство «два в одном» — тактильный дисплей и обычную QWERTY-клавиатуру — Брайль у меня всегда под рукой, когда я работаю за компьютером. Дисплей незаменим при анализе массивных объемов данных, например, при чтении громоздких таблиц. У меня не получается выполнять такую работу на слух. Это вопрос индивидуальных предпочтений человека.
Ты покупал дисплей Брайля сам, или получил по ИПРА?
Я покупал дисплей самостоятельно. Сейчас, если не ошибаюсь, школьникам вписывают его в индивидуальную программу реабилитации. Важное условие — человек должен хорошо владеть рельефно-точечным шрифтом.
С 21 июня 2022 года вступил в силу в силу приказ Минздрава РФ № 288н от 06.05.2022 г. о расширении перечня технических средств реабилитации, предоставляемых людям с инвалидностью. Благодаря этому незрячие дети и слепоглухие взрослые смогут получать дисплеи Брайля и программы экранного доступа по электронным сертификатам.
Для того, чтобы получить ассистивное устройство, необходимо вписать его в ИПРА, далее подать заявление на портале Госуслуг. Важное условие — необходимо владеть навыками чтения и письма при помощи шрифта Брайля.