Николай Юнусов:

«Компьютер — это очень интересно»

Николай Юнусов живет в Москве. Ему 13 лет, он учится в специализированной школе-интернате для незрячих детей, увлекается дзюдо и работает на компьютере, используя скринридер. Николай и его мама Татьяна рассказали, как им помогают скринридер, дисплей Брайля и печатная машинка Perkins в обычной жизни и поделились мнением, почему подросткам с нарушением зрения так важно осваивать пользование ассистивными устройствами.

Николай, можешь ли ты пользоваться компьютером без специальных устройств?

Нет, не могу. Я незрячий с рождения, у меня 1% зрения на левом, лучше видящем глазу. Мне необходим скринридер либо скринридер и дисплей  Брайля.

Когда ты начал делать первые шаги в освоении компьютера?

Я начал знакомиться с компьютером во втором классе школы, когда у нас началась информатика. С тех пор мы учимся с ним работать, осваиваем программы экранного доступа, набор текстов  и т.д. Обучение происходит постепенно, шаг за шагом, многое нам показывает учитель «рука в руку». Также я стараюсь учиться сам.

Освоение скринридера, дисплея Брайля — часть обязательной школьной программы?

Да, всему этому нас учат на уроках информатики. Работа на компьютере происходит полностью при помощи клавиатуры, без использования мыши, как у зрячих пользователей. Мы заучиваем комбинации клавиш для выполнения тех или иных команд на компьютере, записываем их при помощи прибора и грифеля в тетрадь.

Татьяна, вы много помогаете Николаю в освоении ассистивных устройств или большую часть навыков он приобретает в школе?

Коля находится в школе с понедельника по пятницу, поэтому большую часть домашних заданий он выполняет самостоятельно под руководством воспитателей. На домашнем компьютере у нас установлен только Jaws (программа экранного доступа). Другие устройства он осваивает в школе. На уроках информатики он записывает команды и комбинации клавиш в тетрадь, и дома я помогаю ему их учить. К примеру, я ему задаю вопрос, как перейти на рабочий стол при помощи дисплея, а Коля мне отвечает, какую комбинацию клавиш нужно нажать. Практические навыки отрабатывают непосредственно в школе, где есть брайлевские дисплеи.

Николай, а ты в школе предпочитаешь пользоваться дисплеем Брайля или скринридером?

Мне больше нравится использовать скринридер, конкретно Jaws. Мне легче воспринимать информацию на слух. Брайлевский дисплей отображает команды, части экранной области компьютера в рельефно-точечном шрифте Брайля. Мне это не всегда удобно. Иногда их бывает сложно расшифровать. 

Но когда я пишу текст, то могу прочитать его на брайлевском дисплее руками, увидеть и «поймать» ошибки в тексте и быстро их исправить.

А что ты уже умеешь делать самостоятельно на компьютере при помощи скринридера?

Вводить, редактировать и форматировать текст — в Блокноте, в Word. Изменять шрифты в зависимости от задания, сохранять файл с набранным текстом на рабочий стол. Сейчас мы работаем с программой Проводник. С ее помощью можно копировать, перемещать и переименовывать различные файлы.

Татьяна, а сколько времени у Николая заняло освоение скринридера?

Скринридером он учится пользоваться до сих пор. А «слепому» методу печати он учился примерно столько же, сколько учится обычный машинист-секретарь. Мы с ним вместе осваивали десятипальцевый метод печати. Начинали со среднего ряда, потом добавляли верхний ряд, потом нижний ряд — и так постепенно освоили всю клавиатуру.

Николай, а как долго ты учился работать на дисплее Брайля и печатной машинке Perkins?

С печатной машинкой я знаком с конца 5-го класса. Я считаю, в ней нет ничего сложного. Она похожа на брайлевский дисплей. Отличается переход на следующую строку текста и частично — назначение клавиш. Машинка очень ускоряет процесс написания текста, так как лист не надо вынимать и переворачивать, чтобы проверить написанное. Освоение дисплея также не трудно. Я приноровился их использовать за 2-3 месяца. 

Машинка позволяет быстрее делать домашнее задание по всем предметам, за исключением математики. В математике есть примеры, решение которых занимает 5-6 строк. Я пишу их при помощи прибора и грифеля. К сожалению, пока машинка у меня есть только в школе, а для дома мы еще не приобрели.

На фото Николай сидит на красной банкетке в красивом зале. Николай одет в темно-серый костюм и белую рубашку, а еще темные очки и красную бабочку.

Татьяна, по вашему мнению, как родители незрячих детей могут им помочь в освоении печатной машинки Perkins и скринридера?

Печатной машинкой Николай учился пользоваться в школе, во время классной работы и на индивидуальных занятиях с учителем информатики. Что касается скринридера, то у нас дома на компьютере установлена демоверсия Jaws, и мы отрабатываем с ним домашние задание. Николаю легче их делать со мной, чем одному. Я училась работать в Jaws вместе с сыном, но, конечно, он знает его лучше меня.

Николай, а какое у тебя хобби?

Я занимаюсь спортом, мне нравится дзюдо. Люблю готовить, столярничать. Еще играю на синтезаторе и люблю слушать музыку. Пока музыку нахожу в интернете через телефон, но, надеюсь, что скоро освою такой поиск на компьютере и буду использовать его тоже. Компьютер – это очень интересно.